Местная религиозная организация православный Приход храма Воскресения словущего села Беклемищи Пестяковского района Ивановской области Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Историческая справка
Святыни
Синодик
Приходская жизнь
Контакты
Фотогалерея
Публикации

Пестяковская районная газета «Новый путь»: № 76, от 25 сентября 2012 г.

 

26 сентября - Престольный праздник в храме села Беклемищи

Воспоминание обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или

Воскресение слову́щее.

 

В 2013 году исполняется 180 лет со дня освящения Беклемищенского храма.

 

     До пожара 1823 года, когда сгорела в селе Беклемищи деревянная церковь, было известно, что она именовалась Воскресенской или Воскресения Христова. В 1824 году было подано прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению, от церковного строителя Филиппа Иванова, в котором он испрашивал благословения на постройку в селе каменной церкви во имя Воскресения Христова обновления Его храма с приделом чудотворца  Николая. Именно с этого момента началась новая эпоха жизни каменного, кирпичного храма в честь Воскресения словущего.

     Что бы понять, какими именно соображениями руководствовался епископ Парфений, благословивший переименование храма из Воскресения Христова в Воскресение словущее, нужно вникнуть в историю ранних христианских периодов I – IV вв.

     После вольных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Его воскресения и вознесения на небо, то святое место, где совершилось наше спасение, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернил все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый римский царь Адриан. Воздвигнув на месте Иерусалима, разоренного в 70 году римским императором Титом, город. Он повелел засыпать гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера).

     Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса, так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона на горе Мориа, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, – ибо носил имя: Елий-Адриан, – и повелел, чтобы никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа, и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь Славы вновь прославил.

     Господь, просветив светом святой веры византийского царя Константина и матерь его Елену, вложил им в сердца желание обновить святой град Иерусалим, – на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (см. Иоан.2:19, 21; Мф.26:16; 27:40; Мрк.14:58; 15:29), создать прекрасный храм Божий и все святые места очистить от скверн бесовских и освятить.

      Для сего благочестивый царь послал матерь свою со множеством золота в Иерусалим и написал святейшему патриарху Макарию I, чтобы тот приложил всё свое старание об устроении церкви. Святая Елена, по прибытии в Иерусалим, разорила в нем все капища, уничтожила идолов и весь город очистила от языческих скверн и освятила.

      Отыскала она честный крест Господень и гроб, разметавши землю и каменья, которыми он был засыпан, и соорудила в той местности церковь столь большую, что одним зданием ее ограждены были и место распятия, и место погребения Христова, ибо они находились недалеко одно от другого, как замечает евангелист Иоанн: "На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Иоан.19:41-42).

     Итак, одною церковью окружила она и Голгофу, и гроб Господень. Церковь эта названа "Мартирион", т.е. свидетельство, – свидетельство именно воскресения Христова, так как на том месте Христос умер и воскрес. Святая Елена построила и другие церкви: в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании, и на многих святых местах, и разнообразно и богато украсила их. Однако же церковь над гробом Господним была прекраснее и больше всех. Но окончания постройки ее сама царица Елена не увидала: возвратившись к сыну, она почила о Господе в 327 году, когда церковь еще не была готова, ибо невозможно было в скором времени отстроить такое большое и дивное здание, и оно едва было закончено в десять лет.

      Когда же церковь была устроена вполне, благочестивый царь Константин повелел собраться епископам со всех стран в Иерусалим на освящение храма. И прибыло сюда великое множество архиереев: из Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта и других стран Африки и один епископ из Персии. Собралось также бесчисленное множество народа со всей вселенной, так что не все могли поместиться в пределах Иерусалима.

      Храм Воскресения Христова освящен был 13 сентября по старому стилю / 26 сентября по новому стилю 335 года, в 30 год царствования Константина, когда обновлен был и весь Иерусалим. Собравшиеся на это торжество святые отцы, по примеру ветхозаветного постановления, определили навсегда праздновать день Обновления храма. Ибо как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище – Святое Святых от осквернения сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (1Макк.4:36-59), о чем и в Евангелии упоминается: "Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления" (Иоан.10:22); так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.

     Так произошло и у нас обновление храма, который попущением Божиим был поглощен огнем, но восстал, облекшись в камень. Милостью Божией, он стоит и по сей день, радуя всех своей красотой.

     Мы знаем строителей Иерусалимского храма Воскресения Христова, конечно не тех, кто своими потами и трудами выкладывал стены и своды, Господь Сам ведает их имена, а тех кто приложил свои материальные средства к прославлению имени Божия – это святые равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена.  Именно они вложили много золота, для того, что бы оплачивать труды работников, поступая по Священному Писанию в котором говорится, что трудящийся достоин награды за труды свои (Прит.16:26; Матф.10:10; Лук.10:7; 1Тим.5:18).

     Господь по Своей великой милости, открыл нам имена тех, кто своей лептой воздвиг в селе Беклемищи каменный храм в стиле позднего классицизма. В Государственном архиве Владимирской области хранится дело о построении в селе Беклемищах каменной церкви (Ф.556, Оп.3, №408). Именно из него мы узнали о наших строителях. На основании перечисленных в нем лиц был составлен синодик об упокоении «блаженных и приснопамятных создателей святаго храма сего». За каждой Божественной Литургией поминаются их имена: как на Проскомидии, так и на заупокойных ектиньях.

деревни Матвеева Займища

Подпорутчика Петра Алексеевича Рожнова

Старосты Иоанна Степанова

Крестьян: Феодора Яковлева, Иоакима Андреянова

деревни Курмыш

Помещицы Матроны Ильиничны Бутлеровой

Старосты Тимофея Яковлева

Крестьянина Андрея Савельева, Евфимия Егорова

деревни Березников

Помещицы Надежды Дмитриевны Ключаревой

Старосты Петра Васильева

Крестьянина Филиппа Матвеева

деревни Кожанова (деревни Средних Беклемищ)

Помещицы Екатерины Семеновны Тихменевой

Старосты Георгия Степанова

Крестьян: Василия Степанова, Матфея Иванова

деревни Крутовской

Помещика Феодора Ивановича Дуракова

Старосты Сергия Иванова

Крестьянина Саверия Федотова

деревни Крутовской

Помещика Иосифа Ивановича Дуракова

Старосты Онисима Ефимова

деревни Средних Беклемищ

Помещика Мартина Ивановича Дуракова

Старосты Тимофея Тиханов

Крестьянина Павла Евдокимова

деревни Крутовской (деревни Большой Стрелки)

Порутчика Александра Петровича Дуракова

Старосты Иоакима Алексеева

Крестьянина Никифора Елисеева

деревни Онисимова

Прапорщика Стефана Григорьевича Трубникова

Старосты Михаила Федорова

Крестьянина Митрофана Тимофеева

деревни Онисимова

Прапорщика Мелетия Григорьевича Трубникова

Старосты Сергия Иванова

Крестьянина Стефана Данилова

деревни Беклемищ (деревни Конашина)

Капитана Петра Андреевича Федорова

Капинанши Анны Ивановны Федоровой

Старосты Лаврентия Васильева

Крестьян: Родиона Галактионова, Иоанна Гаврилова

деревни Беклемищ

Надворного советника Дормидонта Тимофеевича Елчина

Владимира Тимофеевича Елчина

Параскевы Михайловны Елчиной (урожд.Татищевой)

Старосты Корнилия Алексеева

Крестьянина Григория Галактионова

деревни Жидина (деревни Гридина)

Коллежской секретарши Елены Николаевны Косаговой

Старосты Иоанна Прохорова

Крестьян: Иосифа Ефимова, Василия Борисова, Марка Прохорова

деревни Станков

Помещика Николая Александровича Языкова

Старосты Стефана Афанасьева

Крестьян: Александра Осипова, Мавры Афанасьевой

деревни Саховки (Елховки?)

Помещицы Анисии Семеновны Полозовой

Старосты  Димитрия Иванова

Крестьянина Филиппа Иванова

деревни Саховки (Елховки?)

Помещицы Матроны Семеновны Филиповой (Филисовой?)

Старосты Григория Алексеева

деревни Большой Стрелки

Помещицы Пелагеи Михайловны Опряниной

Старосты Димитрия Иванова

Крестьянина Петра Дмитриева

деревни Горелого Холма

Генеральши Александры Ильинишны дочери Нефедьевой

Старосты Павла Яковлева

Крестьян Василия Никитина

Павла Степанова

деревни Горелого Холма

Подпорутчицы Анны Александровны Корнилицыной

Старосты Гавриила Игнатьева

Крестьян: Георгия Антонова, Григория Петрова

деревни Беклемищи

Помещика Даниила Дмитриевича Новицкаго

Старосты Михаила Прохорова

Крестьян: Евфимия Афанасьева, Димитрия Андреева, Максима Яковлева

деревни Конашина

Крестьян Петра Данилова

Стефана Ефимова

деревни Крутовской

Помещика Иоанна Семеновича Негромского

Старосты Авраама Денисова

казенного ведомства деревни Каменок

Старосты Феодора Васильева

Крестьян Евфимия Петрова, Григория Яковлева

деревни Матвеева Займища

Помещика Иоанна Михайловича Ближневского

Старосты Романа Семенова

Крестьянина Илии Дмитриева

деревни Большой Стрелки

Прапорщицы Евдокии Ивановны Некрасовой

Крестьянина Николая Емельянова

села Беклемищ

Помещика Григория Николаевича Волженского

Старосты Никифора Михайлова

деревни Новоивановской

Помещицы Ольги Ивановны Даниловой

Старосты Павла Иванова

деревни Новоивановской

Помещицы Александры Иоанновны Захаровой

Старосты Максима Федорова

деревни Новоивановской

Помещицы Дарии Кондыревой

Старосты Тимофея Андреева

деревни Малой Стрелки

Титулярной советницы Анны Гавриловны Возницыной

Старосты Иоанна Степанова

Крестьянина Максима Савельева (земской староста)

деревни Боковой (Бекова?)

Помещика Сергия Степановича Барт(е)нева

Старосты Иосифа Нефедова

Крестьянина Иоанна Андреева

деревни Боковой

Помещика Павла Афанасьевича Барт(е)нева

Старосты Георгия Васильева

деревни Малых Беклемищ

Прапорщицы Евдокии Ивановны Юрасовой

Земского старосты Симеона Николаева

деревни Матвеева Займища

Посельского старосты Евфимия Павлова

Крестьян Авраама Дмитриева, Гурия Ефимова

деревни Кузьминки

церковнаго старосты Феодора Андроникова

деревни Матвеева Займища

церковнаго старосты Корнилия Иванова Воронова

 

      Это имена только тех, кто в 1823 году подписались в договоре о выплатах пожертвований на постройку каменной церкви. Вечная им память!

     Последующие прихожане так же искренне любили свой храм и всячески благоукрашали его. Это можно заметить, к примеру, по настенным росписям, которые частично сохранились до наших дней, они были поновлены, т.е. переписаны новой живописью. В какие годы это произошло нам не известно, и из каких средств оплачивались эти работы. Можно предположить, что Приход в те годы был достаточно богатым, т.к. даже в 1932 году число прихожан насчитывало 900 человек, чего не скажешь о нынешнем времени, число которых не превышает 25 душ. Это только тех, кто регулярно посещает воскресные богослужения, исповедуются и причащаются святых Христовых Тайн. Поэтому, о каких-то серьезных реставрационных работах нет речи. Дай Бог, поддержать то, что сохранилось или частично восстановлено трудами предшествующих настоятелей Прихода.

      Искренне, от всей души поздравляю всех жителей Пестяковского края с Престольным праздником храма Воскресения словущего села Беклемищи!

      Будем же, обновляться и мы сами, как храмы Живого Бога, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового; очистим себя от застаревших в нас зол и станем совершать добрые дела, начавши ходить в новой, благочестивой жизни. Тогда, – подобно тому, как люди празднуют Обновление храма рукотворенного, – ангелы будут праздновать обновление нашего храма духовного; ибо о каждом грешнике, обновляющемся покаянием, бывает на небесах радость у ангелов и с ними радуется о нем и Сам не хотящий смерти грешных Творец ангелов – Христос Господь наш, Коему слава во веки. Аминь.

 

Расписание богослужений на Престольный праздник: 

25 сентября в 17:00 Всенощное бдение по Пасхальному чину

26 сентября в 9:00 Пасхальные Часы. Литургия. Крестный ход вокруг храма.

Приглашаем всех желающих принять участие в совместной молитве!

 

     Иконография: В центре на амвоне храма стоит святитель Макарий I, патриарх Иерусалимский, в окружении епископов и диаконов. В руках он держит дискос покрытый покровцем, на котором лежат частицы святых мощей мучеников, пострадавших за Христа. Изображение повествует о шествии архиерея, предваряющим Великое освящение храма. Внизу справа и слева располагаются святые равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена в окружении свиты и народа. Все происходит на фоне города Иерусалима и храма.

 

Священноинок Александр (Завьялов),

настоятель Прихода храма Воскресения словущего

села Беклемищи.

Спасибо всем, кто добавит эту страницу к себе в

Уважаемые гости! При копировании материалов сайта, необходимо указывать ссылку на источник.

Персональный сайт Олега Булавкина
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Официальный сайт

© beklem-prihod 2011-2013

Бесплатный хостинг uCoz